Вопрос:
Правомерно ли не организовывать медосмотры работников, которые более половины рабочего времени проводят за компьютером, если по результатам проведенной аттестации или специальной оценки рабочие места признаны безвредными? Чем грозит работодателю непроведение медосмотров?
Ответ:
Если работники более половины рабочего времени проводят за компьютером, то работодатель обязан организовать прохождение ими предварительных и периодических медосмотров вне зависимости от результатов аттестации и специальной оценки таких рабочих мест.
Непроведение медосмотров работников может повлечь для работодателя и его должностных лиц административную ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 или ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обоснование:
Работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абз. 12 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения их пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), определен в Приложении N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (далее - Перечень) (ч. 4 ст. 213 ТК РФ).
Согласно Перечню в целях проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров производственные факторы признаются вредными и (или) опасными либо по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки, либо считаются таковыми по уровню воздействия на человека вне зависимости от результатов аттестации или специальной оценки.
Так, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест и специальной оценки вредным (опасным) производственным фактором является электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ, если работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме составляет не менее 50% рабочего времени (п. 3.2.2.4 Перечня).
Аналогичные требования по прохождению медосмотров лицами, работающими с ПЭВМ более 50% рабочего времени, установлены в п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118.
Таким образом, если работники более половины рабочего времени проводят за компьютером, работодатель обязан организовать для них предварительные и периодические медосмотры вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест и специальной оценки. Эту точку зрения поддерживает Минтруд России в Письме от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242.
Непроведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, а также допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров являются нарушением трудового законодательства (абз. 12, 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). За это трудовая инспекция вправе привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ):
- должностных лиц - в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
- предпринимателей - в виде штрафа от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
- юридических лиц - в виде штрафа от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Также за непроведение обязательных медосмотров таких работников Роспотребнадзор может привлечь к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и оштрафовать (ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ, пп. "а" п. 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, п. п. 1, 3, 6 ст. 34, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 N А03-968/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 N А56-73553/2013):
- должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей;
- предпринимателей - от пятисот до одной тысячи рублей или приостановить деятельность на срок до 90 суток;
- юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или приостановить деятельность на срок до 90 суток.
Учитывая норму ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, работодатель и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности либо по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, либо по ст. 6.3 КоАП РФ.
Информация предоставлена справочно-правовой системой "КонсультантПлюс".